Picture of Антонина Федоровна Ромас
КПК учителей русского языка Хабаровского края "Методика обучения русскому языку как родному, неродному, иностранному"
by Антонина Федоровна Ромас - Saturday, 21 September 2019, 5:13 am
 

КПК проходили в рамках программы, направленной на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного с 03.07.2019 по 05.07.2019 г.

Цель курсов – совершенствование / формирование профессиональных компетенций обучающихся в области технологии преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного.

Состав слушателей в целом – 109 человек. Большая часть слушателей были представителями ОО – 93 чел., ПОО – 2 чел., ОВО – 1 чел., ОДПО – 3 чел., ОДО для детей – 1 человек, ОДО для взрослых – 1 чел. Имеют педагогическое образование – 100 чел., высшее – 109 чел. (из них магистрант – 1, бакалавр – 5 человек, специалитет – 100 человек), средне-специальное – 3 человека. Из числа слушателей имеют высшую квалификационную категорию – 29 человек, первую квалификационную категорию – 28 человек, соответствие должности – 28 человека. Не имеют квалификационной категории – 24 человека.

Педагогический стаж слушатели имеют: от 0 до 10 лет – 27 человек; от 10 до 20 лет – 21 человек; от 20 до 30 лет – 30 человек; свыше 30 лет – 31 человек.

 Программа обучения в ходе курсовой подготовки была реализована полностью. Слушателям был предложен 24-часовой очный курс обучения: 11 часов лекционных занятий и 13 часов практических занятий.

 

 

При разработке диагностики были определены параметры, которые были положены в основу входной и итоговой диагностики:

  1. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  2. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  3. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  4. Предметная компетентность

Анализ входной и итоговой диагностики показал, что все компетенции у педагогов связаны между собой системой прямых связей.

 Как видно из приведенной выше диаграммы наибольшую сложность для учителей начальной школы представляли вопросы, связанные с определением УУД, а также вопрос относящийся к проблеме развития критического мышления на уроке русского языка.

Что касается учителей средней и старшей школы, наибольшую трудность, помимо приведенных выше, вызвали вопросы, относящиеся к проблеме развития компетенций на уроках русского языка. 

 Результаты итоговой диагностики показали, что все курсовые мероприятия, включённые в программу курсов учителей, оказались востребованными и актуальными. Многие идеи, предложенные преподавателями, слушатели готовы применить в профессиональной деятельности. В том числе: методические рекомендации по подготовке уроков с использованием современных форм и методов обучения, обучению аудированию и смысловому чтению, использование традиционных и инновационных форм контроля при обучении русскому как родному, неродному и иностранному, а также по обучению детей с ОВЗ.

         Курсы получили положительную оценку слушателей. Большая часть слушателей высоко оценила тематику и уровень проведения курсовых мероприятий. Программа обучения по заявленной теме перспективна для дальнейшего использования.

На основании анализа диагностик  нами сформулировано техническое задание в виде тематических модулей для дальнейших курсовых мероприятий с данной категорией педагогических работников:

-  методика преподавания родной литературы;

- формы и методы работы с детьми-инофонами и билингвами;

- обучение смысловому чтению.